Автомат может автономно работать без участия человека от нескольких дней до месяцев в зависимости от уровня автоматизации
Основное отличие и преимущество автоматического котла относительно полуавтомата в том, что топливо загружается не непосредственно в ограниченную размерами топку, а в бункер любого объёма. Это кратно увеличивает время горения на одной загрузке.
Автоматические твердотопливные котлы бывают нескольких типов. В ходу, в основном, барабанные, поршневые и шнековые. Преимущество шнековых котлов относительно барабанных — безопасность (бункер с топливом в шнековом автомате находится в стороне от зоны горения, а не над топкой, как в барабанном). Поршневой механизм хорош, но особенность котла такова, что он в длину значительно больше, чем шнековый.
Остановимся подробнее на шнековых котлах-автоматах. Данный котёл состоит из самого котла, бункера, шнекового узла подачи, горелки, микропроцессорного контроллера и вентилятора.
Фракционное топливо крупностью 2-50мм загружается в бункер, затем подаётся шнеком но горелку по принципу бытовой мясорубки. На конце подачи в таком случае не нож, а горелка, ретортная или факельная. Одновременно с этим вентилятор подаёт воздух в зону горения через отверстия в поверхности горелки, образуется факел. Тут уже действует принцип кузнечного горна. Работа теплообменника дальше уже не отличается от полуавтомата.
Управляет всем этим процессом контроллер. Он включает и выключает шнек с нужной периодичностью, регулирует обороты вентилятора (исходя из показателей различных температур внутри и снаружи котла). Пользователь лишь выбирает режим работы.
В настоящее время контроллеры твердотопливных котлов могут сами полностью управлять процессом, создавая комфортные климатические условия отапливаемых помещений. Они могут работать по сезону, осуществлять недельное и суточное программирование, взаимодействовать с системой "умный дом".
Бункер котла-автомата может иметь объём, достаточный для работы на одной загрузке весь отопительный сезон. Справедливо возникает вопрос про золу, особенно при использовании угля в качестве топлива. Здесь тоже предлагается автоматическое шнековое золоудаление в отдельно стоящий контейнер.
В связи с постоянно возрастающими экологическими требованиями в твердотопливных автоматах стали применяться кислородные датчики (лямбда) и экологический класс стал соответствовать Евро4.
Таким образом, самые проверенные котлы с самым исторически испытанным топливом с приходом цифровой эры снова могут на равных конкурировать с котлами на других видах топлива и с альтернативными источниками энергии.